Блог Vigbo

Полезные статьи о продвижении и развитии фотографов, вдохновляющие подборки и полезные материалы.

Vigbo — то, что нужно фотографу. Сайт-портфолио + включены галереи для передачи съемок (1000 Гб).

С помощью дизайнерских шаблонов от Vigbo вы создадите красивый и продающий сайт фотографа, а также сможете передавать фотосъемки на новом уровне! Подробнее

Интервью с Наташей Клемазовой: я боялась, что мои буквы никому не понравятся

Наташа Клемазова — создатель проекта White For Type и мобильного приложения App For Type. Наташины работы отличаются своим стилем, который ни с чем не перепутаешь, а всё, что она делает, невероятно вдохновляет. Но больше всего мотивирует и восхищает именно то, что Наташа не останавливается на достигнутом и постоянно поднимает свою планку. Мы очень любим такие истории, особенно когда это — проекты наших клиентов, поэтому решили расспросить Наташу подробнее о ее любимом деле, как она начинала и в какой момент всё это переросло в настоящий бизнес.

Привет, Наташа! Расскажи вкратце про White For Type: чем ты занимаешься, что происходит внутри этого проекта?

 

Вообще, я занимаюсь буквами, пишу их тушью на бумаге — так всё во всяком случае начиналось. Сейчас я больше двигаюсь в сторону вдохновения, мотивации, и мне уже не так важно, как это всё написано. Но если посмотреть на то, что всё объединяет — это ручные шрифты. Всё рисую руками, сканирую тонны бумаги еженедельно.

 

 

Чем ты занималась до запуска White For Type?

 

До запуска я 5 лет училась. Я из Петербурга, училась там 4 года на графического дизайнера в СПБГУ на факультете искусств. Это просто невероятное место. Если кто-то учится в Питере и хочет стать дизайнером, очень советую это место, потому что они воспитывают невероятный европейский вкус. Очень люблю это место, но потом я решила не продолжать учебу в магистратуре и поехать в Москву, покорять ее. И там я один год училась в Британке на иллюстратора, но бросила учиться, потому что начала свой проект — White For Type. Не доучилась там даже первый год.

 

 

В какой момент жизни и как тебе пришла в голову идея о концепции проекта?

 

На самом деле всё происходило достаточно постепенно. Я училась в Британке, там оказалось не так здорово, как мне бы хотелось, потому что на самом деле это такое место... Мекка для всех дизайнеров. Все очень хотят туда поступить, все хотят там учиться. И когда я туда приехала, поняла, что поступила, мне все безумно завидовали. Но она немного не оправдала моих ожиданий, и я чувствовала себя там не на своем месте.

Мне стало немножко скучно там учиться и захотелось перестать делать бесконечные учебные проекты и начать делать ... какой-то реальный проект, который может жить в жизни, а не горы учебных, которые уходят в стол после обхода. Это уже немножко выматывало, я переросла это. 

 

 

То есть просто пришла идея о том, что нужно что-то делать? 

 

Да! Но конкретной идеи не было. Я в какой-то момент поняла, что всё — мне надо начинать делать что-то масштабное, что-то свое и что-то реальное. Я это поняла и дала себе неделю, чтобы решить, что же это будет. У меня было очень много идей. Например, я хотела заниматься керамикой... Я даже ходила в Британке в керамичку, там можно было лепить и делать готовый продукт. Еще я ходила в шелкографную мастерскую, пыталась освоить этот метод печати. Я даже хотела перепрофилироваться и стать дизайнером одежды. У меня было очень много идей, но потом я просто решила заниматься шрифтами. У меня не было никакой любви к этому, никакой предрасположенности. Просто подумала, что это можно сделать круто. Это это было еще не так популярно и не избито.

Расскажи, как ты пришла к шрифтам? Что ты сделала, чтобы найти свою стезю?

 

В самом начале я наткнулась на инстаграм одной девочки, которая занималась шрифтами. И я влюбилась в нее. Ник у нее @belindalovelee. Я ей просто написала и — о чудо! — мы сейчас с ней начали переписываться, с той самой девочкой, которая вдохновила меня этим заниматься, и мы общаемся до сих пор. А потом я просто пошла на пинтерест, создала себе папку и сохраняла всё, что мне нравится. И в какой-то момент, после тысячной картинки, я поняла, какое направление стилистики мне нравится — так и получился мой стиль.

 

 

Наташа, а какой самый большой страх был у тебя, когда ты приняла решение заниматься своим делом?

 

Самый большой страх — что меня не поймут. Не поймут и не разделят то, что мне нравится. Потому что когда я училась в университете, когда я училась в Британке, у меня был такой достаточно своеобразный стиль. Я его называла «тяп-ляп». Я делала очень быстро и делала очень много, неаккуратно, но выразительно. И не все это понимали. Ну и я очень боялась, что для широкой публики это тоже будет непонятно. Поэтому, когда я создала инстаграм — а начиналось всё просто как инстаграм, я не знала, куда меня это приведет. Я никому про это не рассказывала целый месяц. Никому из друзей, знакомых. Он был такой моей тайной, потому что я боялась, что будет какой-то провал. Что это никому не понравится, и я буду сидеть там одна.

 

 

То есть изначально твой проект не подразумевался как коммерческое дело, а ты просто занималась творчеством? Или всё-таки замашки сразу были?

 

Нет, я не буду лукавить, что делала это чисто для себя и для творчества. Я надеялась, что он как-то выльется во что-то, что будет приносить мне деньги, потому что я считаю, что это самый идеальный вариант, когда ты делаешь то, что тебе нравится, и это приносит тебе деньги. Но в самом начале — первые месяца два — он вообще не приносил мне ни копейки.

 

 

Как появились первые клиенты, которые были готовы заплатить за твое творчество?

 

Всё происходило очень плавно. Я познакомилась с ними опять-таки в инстаграме :) Серьезно — у меня половина знакомств через инстаграм! :) Это очень здорово, когда тебе просто могут написать в директ: «Привет, мне нравится то, что ты делаешь, пошли пить кофе!» И очень много контактов, новых друзей, коллабораций появились именно через инстаграм. Так вот, я познакомилась с Машей. Она тоже запустила свой проект тогда же, когда и я. Ее проект называется Flavour Knit, она делает вязаные платья. Я ей просто написала в инстаграме: «Давай я тебе сделаю что-нибудь бесплатно — нарисую картинку». Она говорит: «Слушай, а я сама хотела тебе написать! Давай встретимся!». Мы встретились с ней и проболтали 4 часа. Встретились в четверг, и она мне сказала: «В воскресенье я участвую в маркете, поехали со мной! Тебе надо развивать свой проект, надо делать его коммерческим». И я за эти дни нарисовала, по-моему, 5 плакатов, открыток 5 штук и приехала на маркет. На том маркете я заработала что-то вроде двух тысяч, но там я познакомилась с огромным количеством людей, с которыми работаю до сих пор.

То есть маркет — это место, где можно заявить о себе, сказать: «Вот она я — рисую, делаю вот это».

 

Да, я думаю, это даже самое главное на маркетах. Не деньги, которые ты там зарабатываешь. Потому что в основном все заказы приходят, когда ты общаешься с человеком лично и можешь ему что-то рассказать о себе. И на том маркете я познакомилась с людьми, которые начали у меня заказывать потихоньку, были какие-то бесплатные коллаборации. И постепенно я поняла, что у меня уже не хватает времени делать что-то бесплатно: этих проектов слишком много, и я могу уже за это начинать брать деньги.

 

 

Назначить цену за свой труд тяжело было? Как ты выставляла свою цену? Например, 100 рублей за логотип или 1000 рублей за логотип. То есть как ты формировала цену, когда поняла, что всё, ты не можешь бесплатно творить?

 

На самом деле, для меня это было не так сложно, потому что я все-таки на дизайнера училась и работала фрилансером с 3го курса. Поэтому я уже знала, сколько стоит. Даже не сколько стоит, а за какую цену мне комфортно работать. Поэтому у меня особых проблем не было. Понятно, что это был для меня личный проект, и я не заламывала цены.

 

Но вообще, мне кажется, политика ценообразования — очень сложная тема для фрилансеров. И я немало шишек набила, когда еще не вела свой проект. Но я поняла самое главное: когда ты работаешь в творческой сфере, очень важно, чтобы денег было столько, чтобы тебе было комфортно делать, и переделывать, и переделывать, и переделывать, пока не получится то, что ты хочешь. Если ты назначаешь очень маленькую цену, то просто психологически тебе кажется: «О боже мой, я уже 3 дня работаю за 500 рублей!» Чисто психологически — ты думаешь, что ты перерабатываешь. Тебе платят копейки, а ты работаешь уже гораздо больше, чем эти копейки. Поэтому важно говорить именно ту сумму, за которую ты сможешь комфортно работать в полную силу. 

 

 

Ты провела несколько мастер-классов по леттерингу. Расскажи, ты дальше планируешь делать это частью своего проекта? Планируешь ли ты периодически это делать и учить людей леттерингу?

 

Я хочу это делать периодически, но не очень часто. Я думаю, не чаще, чем раз в 2 месяца, а может даже и реже. Потому что мои мастер-классы, они достаточно специфические. Когда меня только позвали на первый мастер-класс, я очень долго не соглашалась. Меня буквально уговорили его провести, потому что тут такое дело: у меня нет никакой теоретической базы. Когда меня позвали Scandinavia Club провести мастер-класс, я им сказала: «Боже мой, ребята, мне просто нечему учить людей! Я просто беру и пишу на одно слово по 20 листов. Я его 20 раз пишу, и на двадцатый раз у меня получается. Я не профессионал, у меня нет никаких знаний и навыков». Но в итоге, когда я провела первый мастер-класс, я поняла, что на самом деле то, что я не знаю, как строить буквы — совсем не главное... Ну, знаю, но совсем немножко. 

Самое главное — это вдохновение, и мои мастер-классы, они больше в этом направлении. То есть мне очень важно, чтобы каждый, кто пришел на мой мастер-класс, понял, что не обязательно что-то знать и что-то уметь. Не обязательно знать кучу теории, чтобы делать что-то крутое. Потому что так, в принципе, мой проект сделан. Я не знаю никакой теории построения букв, но у меня получается их рисовать круто — мне очень нравится, как получается! И я верю, что на самом деле каждый может делать что-то крутое — хоть шваброй рисовать по стене и делать это здорово! На моих мастер-классах почти все четыре часа мы рисуем. Там обычно не больше 15 человек, и на 15 человек мы исписываем где-то 1000 листов бумаги.

Когда ты почувствовала, что твой проект становится успешным? Ты говорила, появлялись первые коммерческие заказы. Потом ты поняла, что вот, всё, пора на этом зарабатывать деньги. Когда ты почувствовала, что всё идет верным путем, что всё растет, и успех — вот он, появился.

 

Это произошло летом 2015 года. Я вообще считаю, что я начала проект в самое удачное время, потому что начала его в начале апреля. Апрель и май я раскачивалась, а летом была череда маркетов в Москве, и я набрала огромное количество знакомств. Это самое лучшее время! Так вот, всё произошло летом, потому что я участвовала в трех Ламбада маркетах. Первая Ламбада прошла в конце июня, тогда же я написала письмо Вере Почуевой, которая делает журнал Veter, и начала с ними работать. Тогда же я познакомилась с Таней Илларионовой, которая делает Kinfolk у нас, в России, и начала работать с ними. И, по-моему, тогда же мне написали «Подписные издания», мой любимый книжный магазин в Питере, и с ними я тоже начала работать. Я просто ходила, как будто на меня сверху какая-то коробка счастья упала. Потому что спроси меня хоть год назад, с кем бы я хотела работать, это были бы они. И так просто сложилось, что я с ними начала работать, и тогда я почувствовала себя увереннее.

 

 

Наташа, расскажи немного про своих заказчиков. Кто это обычно? Нарисуй портрет твоего заказчика.

 

Почти всегда это девушки. Девушки, которые занимаются своим бизнесом, открывают свое дело. Они любят соцсети — потому что они все находят меня в инстаграм. Я помогаю делать фирменные стили тем, кто начинает свой проект. Чаще всего это магазины. И это клиенты со всего мира. Я работаю с одной девочкой в Австралии на регулярной основе. Пару заказов было из Америки, несколько из Австралии.

 

 

Когда к тебе приходит человек с проектом, что для тебя важно в проекте? Что важнее всего в проектах, с которыми ты сотрудничаешь? Если к тебе придет человек с идеей, которая тебе не нравится, ты можешь отказать, сказать: «Нет, я не буду делать».

 

Да, я сейчас много от каких проектов отказываюсь, потому что решила сфокусироваться на работе над своим магазином. Сейчас я беру только 2-3 заказа в месяц, над которыми мне действительно интересно работать.

 

Мне очень важно, чтобы человек, который приходит, приходил именно ко мне. Бывает, ко мне приходят по совету знакомых люди, которые даже толком не видели мое портфолио. Тогда я присылаю обязательно все ссылки и спрашиваю, нравится ли ему то, что я делаю, и подходит ли ему моя стилистика. 

 

Я отказываюсь от проектов, которые хотят скопировать чужой стиль. Например я работаю с Ветром. Понятно, они очень популярны, и мне о-очень часто приходят заказы «Сделайте, как у Ветра, пожалуйста». Чаще всего я объясняю, что так же, как у других, не будет выгодно никому. Ни мне, ни Ветру, ни человеку, которому я это делаю. Все понимают, конечно, и соглашаются, что надо что-то свое. 

Чаще всего такое происходит не потому, что люди такие коварные и хотят украсть чужой стиль, а просто потому, что он им нравится, и они не могут представить, что еще можно придумать для своего проекта. Но дизайнеры для таких случаев и нужны. Я обязательно собираю мудборд, в котором есть несколько стилистик, как можно попробовать ещё, не копирую чужие проекты.

Расскажи о каком-нибудь самом интересном проекте, который ты уже реализовала, о самом запоминающемся.

 

Самый классный проект, наверное, был, когда я делала фирменный стиль для Helpers Bazar’а, который проводила Вера Почуева. Я сделала такую тонну всего! Папка на компьютере весит, наверное, килограммов 5, со всеми этими файлами. Мы делали его долго, но одновременно очень быстро. Это был такой сумасшедший режим! Заняло всё, наверное, недели три, но я просто не отходила от компьютера, все время что-то рисовала-рисовала, у меня было листов 500 отсканированных со всякими словами, картинками, паттернами. Я улетела в Берлин, когда проходил этот базар, и просто плакала горькими слезами, потому что не могла все это пофотографировать. Но в итоге там были просто суперфотографы, которые все отсняли, и я увидела, как это было в жизни, как все плакаты смотрелись, как все ходили с пакетами, которые я нарисовала. Это было очень приятное чувство, когда ты что-то делаешь, очень долго работаешь, а потом видишь, как это красиво воплощается.

 

 

Когда ты рисуешь, ты говоришь, что днями и ночами что-то делаешь — тебя это реально увлекает? То есть ты прямо погружаешься в конкретный проект?

 

Раньше это было так. Бессонные ночи — это была моя классика :) Сейчас я научилась лучше распределять время и почти не сижу ночами.  Правда и проектов у меня гораздо меньше. Вот год назад я могла вести по 6-7 заказов одновременно. Это было нелегко.

 

 

Можешь, назвать самый сложный момент в своем проекте? И, может быть, есть секрет, как ты преодолеваешь эти трудности?

 

Ой... Я на самом деле даже писала пост в инстаграме про сложности, с которыми сталкиваются во время того, как ведут свой проект. Потому что у меня столько косяков случается, что я уже думала, что я одна такая неудачница, у которой ничего не получается. Но на самом деле, я порасспрашивала знакомых, которые тоже делают свои проекты, — я такая не одна. Просто перед какими-то событиями количество ошибок, нестыковок в день зашкаливает.

 

Самый сложный момент был, когда я печатала бизнес-органайзеры. Это был первый тираж, и у меня был тогда предзаказ. То есть люди оплачивали заказ и ждали, когда органайзеры напечатаются. Печатала в типографии. Был большой тираж, их печатали высокой печатью. Печатали блоки, потом собирали их, и у меня был срок, написанный на сайте, — середина сентября. Конечно, я сделала запас по времени, потому что знала, что может случиться какой-то форс-мажор. Напечатать органайзеры должны были к началу сентября. Но они задержались на три недели где-то, это для меня было уже очень тяжело, потому что мне пришлось писать людям, которые заказали, письмо с извинениями.

 

Наконец, они приехали ко мне, эти органайзеры. Мне привезли их ночью, я должна была на следующий день бежать на почту и отправлять все эти органайзеры. И тут я понимаю, что они с браком. Все с браком. Их привезли мне в 12 ночи, и до часа я была в ступоре и в слезах. Потому что я не знала, что делать. Я тогда еще не привыкла ругаться, выяснять отношения. Мне это очень тяжело было. Но в итоге все разрешилось, их напечатали через 2 дня — очень быстро среагировали. Но это был гигантский стресс. Сейчас таких ситуаций возникает много, но я уже научилась с этим справляться.

 

Мой проект на самом деле меняет характер. Потому что иногда надо быть жесткой. И да, теперь я закладываю в три раза больше времени, хотя это тоже не всегда помогает. И я стала как-то проще относиться к этому. Когда что-то много раз повторяется, ты уже не так остро на это реагируешь. Учусь справляться со стрессовыми ситуациями, а их очень много. Например, когда я печатала новые черные органайзеры, нам привезли бракованный тираж и отказались его перепечатывать. Органайзеров было очень много, и я потратила на них все свои деньги. Я тогда немного попаниковала, но потом почти сразу собралась и взялась за телефон. К счастью, мне удалось убедить типографию, что они должны перепечатать тираж, хотя это было совсем не просто. К слову, переделывали они органайзеры примерно раз пять и задержали тираж на два или три месяца. После этого мне все нипочем.

Давай поговорим про других дизайнеров. Сейчас многие дизайнеры и иллюстраторы стремятся найти свой стиль и выделиться среди остальных. Ну, это естественно. Как ты думаешь, есть ли здесь какой-то секрет, как найти свой особый стиль?

 

Это достаточно сложный вопрос, очень неоднозначный. Если начинающий иллюстратор или дизайнер начнет работать в уже популярных и известных стилях, его вряд ли ждет успех, или он будет краткосрочным, или он будет не очень честным, потому что человек будет просто повторять то, что кто-то создавал своим трудом. Но если сделать что-то совсем новое и непривычное, это тоже может не найти своего зрителя или для этого понадобится намного больше времени. Как искать свой стиль? Мне кажется, только насмотренностью. Тем, кто работает в творческой сфере, просто обязателен сайт behance. Если кто-то там еще не зарегистрирован, бегите туда! Там огромное количество профессионалов со всего мира, которые выкладывают свои работы и процесс их создания. Ты смотришь, что сейчас актуально, что актуально всегда, что тебе нравится у разных авторов, хватаешь ото всех понемножку. Главное — не у одного человека хватать.

 

 

Что делать, когда человек нашел свой стиль? Определился, что вот — середина между чем-то совсем новым и стандартными стилями в дизайне, он начал, немного наработал. Как ему себя продвигать? Ты рассказывала про маркеты, куда ты просто приходила и показывала работы... Рассказывала про инстаграм. Есть еще что-то?

 

Да, самое главное, чем стоит заниматься — это социальные сети, где постепенно будет набираться масса людей, которые разделяют твое видение. Конечно, маркеты — это тоже очень важно. Тебя видят. Может быть, к тебе даже не подойдут, но 25 кадром ты будешь запоминаться. Для тех, кто делает что-то прикладное, очень важно показывать, как это будет жить. Человек приходит, видит плакат, и он должен понять, как это может жить у него дома, как это может выглядеть в интерьере. То есть важно показать, как этим можно пользоваться. Если ты делаешь открытки, покажи, как их можно использовать. Повесить на стену, вклеить на мудборд, положить в записную книжку. Покажи, как это может стать частью твоей жизни. У меня это появилось от моей дизайнерской работы. Когда делаешь фирменный стиль, очень важно показать заказчику, как он будет жить. Даже если это логотип, покажи, как он будет выглядеть на кружке, как на ручке, как на визитках. То же самое – и со всем остальным.

 

 

Стало интересно: вот ты рисуешь физически, да? И потом это сканируешь, как-то цифруешь, и в итоге человеку достается результате в виде цифровой информации. Или ты можешь подарить вдогонку именно тот материал физический — саму бумагу с чернилами?

 

У меня не получается всё с первого раза, и все мои исходники — бумага исписанная — там по одному-два слова на лист. Чтобы составить фразу из 5 слов, я сканирую 25 листов и, как пазл, потом их собираю. Я очень размашисто пишу, чтобы буквы были с характером. Мне удобнее писать их большими, так более эмоционально получается. Я расписывала летом доску высотой с мой рост и шириной 75 см. Вот это был кайф для меня! Обожаю размашистость.

 

 

Наташа, ты говорила, что бросила учиться и начала заниматься своим проектом. Как изменилась твоя жизнь после запуска проекта? В чем ты стала лучше? 

 

Почти всё поменялось. Потому что до проекта я просто училась, а тут начала работать. На себя. Мне пришлось стать гораздо более организованной, потому что, когда я работала на фрилансе, я всё же совмещала это с учебой и брала на себя не очень большую нагрузку. Мне пришлось стать очень организованной. Мне пришлось стать перфекционистом. Не всегда в хорошем смысле. Мне пришлось отказываться от того, что я делаю плохо. Мне пришлось гораздо строже себя судить. Реже соглашаться. То есть сейчас я могу полностью подготовить проект к сдаче, а потом понять, что мне не нравится, и сидеть переделывать всё за ночь. Жесткость, конечно, тоже ко мне пришла. Потому что очень часто надо решать вопросы, и тут их за меня никто не решит. Хотя сейчас у меня уже есть помощница, она мне помогает иногда разбираться с поставщиками (смеется). Весь образ жизни поменялся тоже. Переезжала в другую страну. Участвую в маркетах. Создала свой магазин. Запустила свое приложение. Мамочки, сколько всего поменялось-то! :)

Это здорово, когда жизнь человека меняется и меняется к лучшему! Расскажи о плюсах, о том, какую радость ты получаешь от того, что ты делаешь свое дело. Ты чувствуешь счастье, именно когда работаешь?

 

Да, очень чувствую. У меня в первый месяц была невероятная эйфория, когда я просто просыпалась и бежала к компьютеру, и уже клюкая носом, еле-еле из-за него вылезала. Как будто я должна была вчера умереть, а на следующий день поняла, что не умираю. У меня была невероятная радость от этого! Сейчас, конечно, это немного смазалось, потому что я уже долго этим занимаюсь. Но когда мне приходит новый заказ, и он мне очень-очень нравится, я могу попрыгать от радости! Этот проект принес мне очень много радости и новых знакомств. Это, наверное, лучшее в проекте — возможность знакомиться с крутыми и классными людьми. Или я предлагаю им что-то сделать, или они предлагают мне, но поводом остается мой проект. Это меня нереально заряжает и вдохновляет двигаться дальше.

Расскажи, какие у тебя планы по профессиональному развитию и по развитию проекта? Планируешь ли ты читать что-то, изучать, смотреть семинары, участвовать в учебных программах. Как ты планируешь расти профессионально, и, следовательно, развивать проект? 

 

Сейчас я очень остро чувствую свою некомпетентность в маркетинге. Я потихоньку вчитываюсь в книги на эту тему, очень хочу пойти на курсы по леттерингу, чтобы учиться. Мне очень хочется развить свой магазин, чтобы он приносил доход. Сейчас он постепенно набирает обороты, и меня это очень радует, потому что мне хочется, чтобы мои коммерческие заказы не были необходимостью. Сейчас это так, потому что все деньги, которые я зарабатываю, я вкладываю обратно в проект, и мне просто приходится работать. Мне хочется делать не потому, что надо, а потому что я могу. Далекие планы... Очень хочу открыть офлайн магазин и дождаться 100 тысяч скачиваний AppForType. 

 

 

Наташ, сколько времени прошло с самого начала идеи, когда ты подумала: «Надо сделать хоть что-то свое», потом ты нашла стиль, нашла свой путь, поняла, что это будет леттеринг, и теперь вот ты на данном этапе. Сколько времени прошло? 

 

От момента «Надо что-то делать» до момента, когда я начала, прошла неделя. 

 

 

Поговорим немного про AppForType. В конце лета 2016 ты запустила мобильное приложение — абсолютно новый продукт. Как вообще так получилось? Откуда взялась такая идея?

 

После того, как у меня появились органайзеры и наладилось производство, мне захотелось запустить еще один какой-нибудь масштабный продукт, над которым можно будет работать днями и ночами. И однажды мы с моим молодым человеком придумали сделать приложение. Утром мы еще не знали, что это будет за приложение, а вечером у нас был готов бизнес план, техническое задание для программистов, предварительный дизайн и даже кликабельный прототип с анимацией. Это был очень классный день, когда ты делаешь всё на одном дыхании, забывая поесть. Разработчики обещали нам, что всё сделают за полтора месяца, но разработка затянулась больше, чем на полгода. За это время мы тоже сделали очень большую работу, и к счастью, приложение нашло очень большой отклик у пользователей. Сейчас оно приносит мне очень много радости.

 

 

Создание приложения не может быть работой одного лишь дизайнера, очевидно, что за ним стоит целая команда. Расскажи, что за люди стоят за этим проектом? И какая именно твоя роль в этой команде?

 

На самом деле, команда у нас не очень большая. Я занимаюсь в Москве инстаграмом и новыми сетами, а Фарид из Китая общается с программистами и отвечает за технические обновления. Продвижением, как таковым, мы практически не занимаемся, просто не хватает на это времени, но к счастью, люди сами рассказывают о приложении, и так о нем узнают новые люди. На нас работает студия программистов из Сибири, но мы мечтаем о своем человеке в команду. Надеюсь, это скоро сбудется, планов у нас еще очень много!

 

 

И самое последнее, что хотим спросить — какое у тебя есть наставление для молодых людей, которые мечтают о своем проекте. Может быть, не решаются, боятся начать и столкнуться трудностями. Дай совет, пожалуйста.

 

Самое главное — начать. Завести инстаграм, запустить сайт — и просто начать. Потому что как бы долго ни планировали, как бы долго ни собирали папочки по мудбордам, ни думали о том, как всё будет выглядеть, всё будет совершенно иначе. Гораздо легче делать что-то на ходу, чем когда ты сидишь на месте. Поэтому просто начните что-то делать. Не обязательно делать что-то масштабное, не обязательно закупаться на десятки тысяч. Можно начать с маленького. Главное — двигаться. И не бойтесь совершать ошибки. Они обязательно будут, от них никуда не денешься. Но помните, что это абсолютно нормально — их совершать, так всегда бывает, когда делаешь что-то новое.