Блог Vigbo

Полезные статьи о продвижении и развитии своего дела, вдохновляющие подборки и интервью с творцами.

Vigbo — конструктор сайтов для творцов и предпринимателей. Стильные дизайны, простое управление и техподдержка — всё для вашего сайта. Подробнее

Настя Тимошевская, основательница Troubadour: как одновременно быть хорошей мамой и предпринимателем

Настя Тимошевская, основательница проекта Troubadour, рассказала, каково работать с поставщиками из разных стран, как одновременно быть хорошей мамой и предпринимателем и что ей помогает идти вперед, когда опускаются руки.

Подушки из старинных килим-ковров

Настя, привет! С чего начался твой проект Troubadour? Это была давняя мечта или всё вышло спонтанно?

 

Всё родилось довольно органично, когда я и моя семья переехали в собственную квартиру и начали ее обставлять. И, естественно, я увлеклась дизайном интерьера и поиском подходящей мебели и декора. Меня всегда расстраивало, что у нас ничего не найти — того, что очень сильно хочется, и того, что нравится. В какой-то момент я поняла, что хочу, чтобы у нас был такой магазин, где есть классные вещи для декора дома. Чтобы это была не просто подушка, не какая-то вещь из масс-маркета, а вещь, сделанная вручную, со смыслом. И когда ты ее покупаешь, ты не поменяешь ее через полгода. Она будет с тобой очень долго, и, возможно, ты даже сможешь передать ее по наследству :) Мне хотелось иметь такие вещи, которые ты покупаешь, чтобы отобразить свой вкус у себя дома. Так в 2016 году родился Troubadour.

Какими были стартовые вложения в проект?

 

Если суммировать все затраты, то у меня были не очень большие вложения. По-моему, я вкладывала около 300 тыс. рублей. Когда я стала определять, что это за проект, то поняла, что это нишевый проект. Это не масс-маркет, не товары для детей, не одежда и украшения, то есть это какая-то узконаправленная область. Поэтому мне было немного страшно брать и сразу вкладывать много. Я решила, что буду идти маленькими шажочками, смотреть, будет ли это как-то развиваться, будет ли вообще доход и оборот, и как долго это будет окупаться.

 

Тут всё зависит от того, какой кому подход комфортнее. Мне комфортнее было начать именно так, без больших рисков. Сейчас я уже планирую вкладывать больше, потому что я вижу, что пользуется спросом и замечаю, что не только мне Troubadour кажется классным проектом :)

 

 

Расскажи про самый первый год. Когда удалось добиться какого-то видимого результата? 

 

Я начала активно заниматься проектом где-то в октябре 2016 года. А видимый результат появился к концу 2017 года, когда и заказов стало больше, и продаж, и упоминаний. Troubadour стали больше узнавать. Мне кажется, это такой вполне нормальный органический рост. 

Посуда из оливкового дерева

Как ты работаешь с мастерами из разных стран? Сложно налаживать контакт — приходится летать в эти страны или всё онлайн происходит? 

 

Это всё миксом. Ради каких-то вещей нужно лететь и обсуждать. Зачастую у людей языковой барьер и переговоры онлайн для них — нереально, легче обсудить всё при встрече. Иногда мастера находят меня сами, и я очень люблю, когда это происходит, потому что это очень облегчает мне работу :) Если я лечу, то там смотрю, выбираю и потом уже только заказываю. А если человек легко общается по-английски, то можно никуда и не ехать. Я просто заказываю у него образцы, смотрю их и решаю добавлять мне это в Troubadour или нет.

 

С поставщиками всё очень по-разному. У всех свои привычки, свой подход к работе, свои культурные особенности. Иногда, конечно, это немного напрягает, потому что нет единого системного подхода. С другой стороны, это очень интересно. Если честно, поиск поставщиков — самая большая часть работы над магазином! Это отнимает нереальное количество времени. Поставщиков нужно найти, с ними договориться, донести до них, что ты на самом деле хочешь. Но наверное, так и должно быть?

Как ты отбираешь товары для магазина? По каким критериям? Какой товар ты точно не возьмешь для Troubadour?

 

Не возьму товар, который есть в других магазинах :) Помимо уникальности товаров главное то, что в Troubadour товары сделаны вручную ремесленниками из разных стран. Во-первых, это обязательно должна быть handmade вещь, а не машинное производство где-то в Китае. Второе, это должна быть аутентичная вещь, отображающая какой-то культурный смысл или отражающая ремесленную традицию той или иной страны. В этой вещи есть кусочек души мастера, эту вещь приятно держать, приятно поставить или положить у себя дома, ей приятно пользоваться.

 

Сейчас я подумываю о том, чтобы начать работать с русскими ремесленниками и разработать свою коллекцию кое-чего :) Это тоже будут вещи, сделанные руками ремесленника, но с моими идеями. Не буду пока особо рассказывать, но надеюсь, что у меня получится.

 

 

Сколько людей сейчас в проекте или ты работаешь одна?

 

Я работаю одна. Но я подумываю над тем, чтобы найти людей, которые помогут мне в определенных областях и которые знают то, чего не знаю я. Но это пока план. Я еще никого не ищу, но очень хочу.

 

 

Ты много участвуешь в маркетах и фестивалях. За что ты любишь маркеты и что они реально дают проекту помимо классных эмоций и атмосферы? В каких маркетах советуешь поучаствовать?

 

Маркеты — это, в первую очередь, visibility. Тебя видят как проект. Туда же много людей приходят, и они все из разных сфер. Я участвую только в двух главных маркетах в Москве — «Ламбада» и «Ветер». У них своя аудитория, и ты становишься более видимым для этой аудитории. Ты можешь пообщаться вживую с человеком, увидеть, кто же эти люди, которые интересуются твоим товаром. Потому что у тебя есть представление о целевой аудитории, но ты приходишь на маркет и видишь, кто к тебе подходит и кого товар заинтересовывает, помимо тех, кто и так уже о тебе знает.

 

Кроме того, маркеты освещаются в СМИ, и даже если человек не пришел на него, он всё равно может узнать про твой проект. Если ты участвуешь в большом фестивале, это уже многое значит. Например, «Ветер» славится хорошим вкусом и жестким отбором, и сам факт твоего участия уже говорит о том, что ты прошел этот отбор. Ты уже стоишь того, чтобы на тебя обратить внимание! Участвуя в маркете, ты ассоциируешь себя с его аудиторией. Ты, возможно, не заработаешь ничего или заработаешь мало, но ты туда пришел, ты ассоциировал себя с тем стилем жизни, который пропагандирует, например, журнал «Ветер». Ты показал себя аудитории этого журнала, и это стоит того, чтобы участвовать.

На маркете Veter Summer Fest

Расскажи, как ты продвигаешь проект и откуда идут основные продажи: соцсети, маркеты, интернет-магазин?

 

Это очень интересная статистика, которую я открыла для себя. Основным и самым дешевым каналом для меня всегда был Инстаграм. Он не требует огромных вложений, и ты можешь органично там развиваться. Фейсбук у меня пока не получилось так разработать, чтобы заказы приходили оттуда. А в конце прошлого года я поняла, что самые крупные заказы приходят не через Инстаграм, а когда человек просто находит меня в поиске и попадает на сайт. То есть это покупатель, который ищет конкретную вещь, находит ее у меня и часто покупает сразу несколько штук. Либо это люди, которые приходят по совету тех, кто у меня уже покупал. Это клиенты, которые обо мне уже знают от знакомых и доверяют. Они обычно покупают не просто одну подушку, а сразу несколько позиций.

 

На данный момент для раскрутки я использую в основном Инстаграм, но в этом году я хочу разобраться в нем еще лучше. Я поняла, что не знаю очень многих фишек про рекламу, не знаю, как правильно настроить промо в Инстаграме или как сделать это в Google. И эта одна из главных моих задач сейчас — понять, как всё это работает.

 

Именно в тот момент, когда я стала в этом разбираться, я поняла, что, возможно, мне нужен человек в команду. Человек, который в этом хорошо понимает и который поможет мне. Потому что для таких небольших проектов вроде моего, Инстаграм — важный канал продвижения, и я наконец-то поняла, что нужно и мне вкладываться в рекламу. И в рекламу в Google тоже, чтобы сайт быстрее находили в поиске.

 

Насчет сайта я никогда не думала, что он будет работать без рекламы, если ты просто сам как-то настроил SEO, не нанимая специалиста. А оказалось, что работает и неплохо :)

Как ты видишь свой проект через 5 или 10 лет? Есть в планах открытие своего магазина?

 

Да, конечно, я каждый вечер мечтаю о том, как Troubadour будет выглядеть через год, через три года. Я очень много всего хочу, но наверно, не стоит так говорить о своих планах :) Скажу по секрету, я хочу открыть свой магазин, хочу через пару-тройку лет запустить свою линию мебели. Либо чтобы это была линия необычной мебели, либо начать искать мебель с антикварных рынков, но собирать не всё подряд, а только особенные вещи. Я хочу открыть шоу-рум, запустить линию текстиля — в общем, у меня очень много планов! Но я пока не могу всё это сделать. Отчасти потому что не могу позволить себе это с материальной точки зрения, ведь всё это стоит очень больших денег.

 

Вообще очень хорошо, что когда я начинала свой магазин, я ничего этого не знала. Я не осознавала, сколько сил нужно на это потратить. Когда я запустилась в мае, я думала «Ну супер, сейчас пойдут заказы!» Я сидела в розовых очках, как человек, который никогда не занимался предпринимательством, конечно, я немного расстроилась в какой-то момент. Только потом пришло осознание, что это огромная работа! Если бы я знала это с самого начала, наверно, я бы ничего не начала.

 

 

Сколько времени в день ты уделяешь проекту? Удается выстроить четкое расписание для работы?

 

У меня есть общий план на год, из него я уже раскидываю задачи по месяцам, а дальше строю уже планы по неделям и по дням. В работе я стараюсь придерживаться расписания, поскольку у меня есть сын и я не могу всё время уделять только Troubadour. Чтобы не чувствовать себя плохой мамой и плохим предпринимателем, я выработала для себя расписание, которому стараюсь следовать, но если честно, не всегда получается.

 

Я работаю с 8:30 утра примерно до 12:30. Потом я забираю ребенка из сада, и он спит дома, а я доделываю какие-то свои рабочие дела где-то до 16 часов. Когда сын просыпается, я стараюсь всё время посвящать полностью ему. Не всегда получается. Иногда наоборот не получается успевать с работой, потому что все дети болеют. Ну и вечером, когда сын засыпает, я доделываю свои рабочие дела. Это мое самое любимое, самое креативное время, когда я начинаю что-то искать, придумывать что-то новое.

Покрывало из 100% хлопка и подушки из старинных килим-ковров

У тебя в Инстаграме и на сайте потрясающей красоты фотографии. Ты сама снимаешь или работаешь с профессиональными фотографами?

 

Во-первых, спасибо, это очень приятно! :) Во-вторых, Инстаграм — это всё о картинке, о визуальном восприятии, поэтому я над этим очень много работаю. Фотографии в профиле магазина — это микс. Либо это мои фотографии, которые я делаю сама и сама стилизую дома, чтобы показать, как может выглядеть товар в интерьере. Либо я нанимаю фотографа, либо это друзья-фотографы. Мы снимаем студию или собираемся у кого-то из нас дома либо дома у знакомых и просто стилизуем вместе.

 

В последнее время мне невероятно везет, потому что я работала с очень классными фотографами! А от них и их вкуса, конечно, очень много зависит. Вот Женя Путинцева и Даша Снесарева делали последние две наши съемки, и у обеих девочек потрясающее чувство вкуса. Мне очень нравится с ними работать! Потом когда есть два человека, всегда больше идей, как можно сделать съемку.

 

Всегда, когда я делаю съемку — неважно сама или с фотографом — я сначала думаю, что вообще я хочу снять, делаю для себя inspiration-доски на Пинтересте, чтобы понимать, как это должно выглядеть. Потому что иногда приходишь на съемку — и у тебя ступор. Если ты не подготовился, ты не понимаешь, как стилизовать кадр и как успеть сделать больше хороших картинок. Пинтерест тут очень здорово помогает!

 

Я делаю съемки, когда приходит много новых товаров для магазина. Тогда я снимаю студию, зову фотографа, и на это надо много времени, чтобы всё отснять. Второй вариант — это тематические съемки, как, например, мы делали перед Новым годом. А четкой периодичности, если честно, у меня нет.

 

Иногда проблема с картинками в том, что у меня есть картинки, но закончились все товары, и будут они не завтра, а только через несколько недель. Тогда я начинаю публиковать фотоотзывы от клиентов или беру картинки, которые мне делали блогеры, или делаю фото дома сама. Чужие фотографии интерьеров я стараюсь не брать, потому что это сбивает человека с толка. Он смотрит Инстаграм и видит inspiration-картинку, а потом присылает тебе ее и говорит «хочу такое!» Всегда потом очень неудобно объяснять, что мол, извините, это не моя фотография, это inspiration :)

За три недели до Нового года Настя провела стилизованную съемку для Troubadour

Расскажи про сотрудничество с блогерами. Это был положительный опыт?

 

Я сотрудничала со многими блогерами. Сейчас есть огромное количество статей, аккаунтов, которые рассказывают, как продвигать проект, в том числе, как сотрудничать с блогерами. Тут дело в том, что когда ты ищешь блогера, он тебе лично должен очень нравиться, и аудитория у него тоже должна быть настоящей и сильно его любить. Таких блогеров мало. Но зато это эффективное сотрудничество, потому что эти ребята делают не так много рекламы и рекламируют только то, что, правда, им очень нравится. И мне кажется, что с ними нужно пытаться сотрудничать, потому что ну как еще люди в Инстаграме узнают о моем проекте? Пусть даже не все 100 тысяч его подписчиков увидят этот пост, а только половина, но всё равно это огромное количество людей и это очень нужно для развития проекта. Поэтому я периодически миксую работу с блогерами с конкурсами-giveaway или с рекламой в Инстаграме.

 

 

Что было самое сложное за время существования проекта? Какие были моменты кризиса и что помогало из них выйти?

 

Эти моменты не в прошлом, они возникают и сейчас, и мне кажется, это неизбежно. Я же начала и потом всё бросила на какое-то время, потому что расстроилась и подумала «На это же нужно намного больше сил, чем я рассчитывала!» Самое главное, когда проблема возникает, это преодолеть проблему и не рухнуть.

 

Мне помогали несколько вещей. Первое, конечно — это поддержка моего мужа. Он действительно верит в меня и иногда даже больше, чем я сама. Он всегда поддерживает, даже когда я говорю: «Всё, Миш, я устала, я не могу, это не получается, всё не так. Я закрываю Troubadour». Он в такие моменты сначала начинает смеяться, а потом поддерживает и говорит: «А ты как думала? Как ты хочешь, чтобы всё это само по себе развивалось?»

Вторая вещь, которая мне очень помогает, это запоминать свои ощущения, которые ты испытываешь, когда ты что-то преодолел или решил какую-то проблему. Я, например, в такие моменты чувствую в себе много сил. И появляются мысли «Если я с этим справилась, значит, мне всё по плечу!» Это чувство надо запомнить и знать, что проблему ты в любом случае преодолеешь, главное — начать ее решать, а не ходить вокруг да около.

 

И третью важную вещь я недавно услышала в подкасте от одной известной интерьерной студии в Америке. Одна из основательниц говорила о том, что когда у тебя возникает проблема, ты сразу же думаешь «Ну вот опять неприятности! Что мне делать? Какой кошмар!» И она считает, что нужно просто понять, что если ты начинаешь свое дело, то у тебя проблемы будут всегда. Тут всё просто — если у тебя нет своего проекта, то у тебя не будет и проблем. Эта женщина говорит о том, что нужно просто поменять свое отношение и не психовать. Проблемы — это нормально, так и должно быть, это просто рутина. Мне эта мысль очень понравилась! И я стараюсь каждый раз думать об этом, ведь это дает тебе правильный настрой.

 

 

Какой совет ты дашь творцам, которые только начинают свое дело?

 

Я недавно услышала потрясающую мысль в одном подкасте (The Life School Podcast, Ep «The worst that can happen»): если вы сомневаетесь и боитесь рискнуть вложениями или работой, чтобы начать свой проект, подумайте, что самое страшное может произойти? Вы прогорите и вам придется вернуться на работу? Нет, самое ужасное, что может произойти, — это то, что вы упустите миллионы или даже не дадите себе шанса их заработать.

 

Настя, большое спасибо за интервью! :)