На смену статичным семейным портретам приходят лайфстайл-съемки — это репортаж с элементами постановки. Мы решили разобраться в тонкостях и поговорили с Валентиной Осинцевой — классным лайфстайл-фотографом из Новосибирска.
Валя работает фотографом уже больше 10 лет. Сначала она снимала свадьбы, но после рождения первого ребенка (а сейчас их у нее трое!) отказалась от свадебной коммерческой съемки в пользу детских и семейных. Все потому, что она обожает эмоции, динамику и живые кадры.
Вот о чем мы поговорим:
◆ Про задачу семейного лайфстайла
◆ Про домашние съемки и почему их не нужно бояться
◆ Про энергообмен с клиентами и пользу Инстаграма
◆ Про общение с клиентами перед съемкой
◆ Про обязательные кадры и может ли у съемки быть четкий план
◆ Про комфорт во время съемки и советы по работе с папами
◆ Про детские слезы на съемке
◆ Про работу с клиентами после фотосессии
◆ Про вдохновение и откуда брать силы
Мне хочется передать через фотографии ценность момента
Мой папа — фотограф, и я часто наблюдала, с каким трепетом и энтузиазмом он фотографировал пейзажи, капельки росы, закаты и нашу семью — маму и нас с братом. Поэтому у меня из детства очень много фотографий. Уже во взрослом возрасте я иногда открываю семейный альбом, и эти снимки всегда меня согревают.
Мне хочется, чтобы мои герои спустя много лет тоже открыли свой альбом и вспомнили, как хохотали и играли с папой в догоняшки, как мама варила самую вкусную кашу на завтрак, а бабушка рассказывала интересные и веселые сказки. Чтобы мои фотографии стали жемчужинками из счастливых моментов детства. Поэтому я полностью ушла в лайфстайл.
Я ловлю кайф, когда кадр сложился: ты не ставишь героев в застывшие позы, а просто выбираешь хороший естественный свет и ловишь эмоции. Успеть поймать тот самый момент — нажать на кнопку — истинное удовольствие.
Не стоит бояться домашних съемок — для хороших кадров нужны только люди и их настроение
Для многих людей фотосессия — значит нужно обязательно идти в студию, готовить особенные наряды, собирать с собой всю семью и пару чемоданов с образами... А на самом деле можно провести время дома и к вам просто придет фотограф. Многие клиенты об этом даже не знают. Когда мы только обсуждаем съемку, первым делом я предлагаю посниматься дома.
Иногда клиенты боятся: ой, а у нас слишком темно, у нас неподходящий интерьер и все эти вопросы. С этими возражениями мне помогает справиться Инстаграм. Я транслирую у себя в постах и сторис, что съемка дома — это правда классно. Например, недавно показывала серию, которая получилась в обычной однокомнатной квартире с двумя маленькими окошками. Там были потрясающие ребята, которые просто прожили этот час друг с другом, кайфанули от съемки и от самих себя. Я понимаю, что мне было совершенно не важно, что там одна комната — просто ты работаешь с людьми, делаешь съемку максимально разнообразной и ловишь эмоции.
Раньше, когда я только начинала домашние съемки, я просила клиентов сделать видеообзор квартиры. Так мне было проще понять, как работать со светом. Теперь я знаю, что сниму в любых условиях. А если мама очень переживает, могу попросить сделать обзор, но уже для ее спокойствия. Или присылаю фотографии, которые сняты в примерно таких же условиях.
За каждой съемкой стоят люди, и важно быть с ними на одной волне
Больше всего меня вдохновляет в работе энергообмен. Когда ты совпадаешь с клиентами по темпераменту, по видению; когда все складывается и ты с ними в потоке — нет ничего круче. Поэтому я всегда много общаюсь с ребятами до съемки.
Еще стать ближе к клиентам мне помогает Инстаграм. Я в своем профиле постоянно показываю себя, свою семью, как отношусь к детям и как проходят съемки. Ребята, которые за мной наблюдают, в какой-то степени ко мне привыкают. И я благодарю Инстаграм за то, что даже новые клиенты приходят ко мне как к старому приятелю.
Перед съемкой много общаюсь с клиентами и подмечаю детали
Я всегда стараюсь узнать о клиентах, чтобы в процессе съемки это стало для меня отправной точкой. Так у меня будет тема, на которую мы точно можем поговорить. Тогда ребята будут вовлекаться в процесс и уже меньше стесняться перед камерой. Особенно важно найти общую тему с папой.
Обсудить, что ребята любят. Возможно, у них есть хобби и мы можем сделать тематическую съемку. Например, если они играют на гитаре — пойдем в поход. Так можно придумать историю только про них.
Узнать историю знакомства. Спрашиваю, как познакомились и сколько лет вместе. Может быть, ребята только-только поженились, они еще на какой-то эйфории, у них только родился ребеночек — это всегда взрыв эмоций. Или может быть у них многодетная семья — это тоже интересная история.
Подмечать детали в интерьере. Иногда я вижу на стенах фотографии из путешествий и понимаю, что смело могу затронуть эту тему. Или вижу кубки и медали — значит, родителям будет интересно поговорить об успехах детей.
Задавать общие вопросы. Например, это легко на съемках с младенцами. Обычно я спрашиваю: «Ребят, ну что, как ваша жизнь — изменилась?» В ответ получаю «Да, наша жизнь перевернулась с ног на голову», — и скованность исчезает. Такие приемы для каждого детского возраста свои, но у меня у самой трое малышей — это дает мне опыт и понимание, о чем общаться.
Когда ты проявляешь искренний интерес к своим героям, они понимают, что ты не просто фотограф, который пришел нажимать на кнопочку. Ты снимаешь фотоисторию именно про них.
В лайфстайл-съемке невозможен четкий план
Четкого плана съемки у меня нет. Я знаю, что обязательно нужно сделать общую фотографию, портрет мамы и детей, каждого ребенка с мамой и папой, разные комбинации фото братьев и сестер. А все остальное — это движняк и трогательные моменты, которые невозможно спрогнозировать. Поэтому действую по ситуации.
Сначала смотрю на свет и выбираю, в какой комнате мы начнем фотографироваться. Потом смотрю на настроение ребят. Если все готовы к съемке, начинаем с семейных портретов. Собираю всех в кучу, снимаю что-то статично-спокойное, потом уже начинаем беситься. А если ребята зажатые и им нужно ко мне привыкнуть, немножко тяну время: разговариваю с мамой, обсуждаем одежду.
В начале съемки я всегда говорю клиентам, что наша главная цель — провести время с семьей. В современном мире не так просто выделить час, чтобы не отвлекаться на телефон, работу или бытовые вещи, и просто побыть друг с другом. И во время съемки я стараюсь сделать все, чтобы ребята кайфанули, наобнимались, нащекотались и хорошо провели время вместе.
На съемке должно быть комфортно всем: малышам, папе, маме и вам
Многие боятся работать с детьми — кажется, что это сложно, они часто стесняются или капризничают. А мне с детьми легко. Достаточно дать ребенку время к тебе привыкнуть, ведь все дети абсолютно разные и по-разному реагируют на нового человека. Например, просто поснимать пока маму и папу: когда ты начинаешь общаться с родителями, дети понимают, что ты не страшная, не опасная, ничего плохого не сделаешь. И остальные члены семьи с тобой охотно общаются — тогда и им комфортно.
С папами сложнее. Бывает, что мужчины в принципе не любят сниматься — это нормально. Чтобы их расслабить, у меня есть несколько приемов.
Ограничить время на съемку. Я сразу даю понять, что папа не нужен на все 2 часа. Например, «Сережа, ты мне понадобишься на 10-15 минут» — тогда он сразу выдыхает, что не придется 2 часа стоять возле жены.
Задать действие. Обычно папы активно играют или балуются с детьми. Попробуйте вовлечь их к детям — это хорошо работает.
Начать с мамы и детей. Если папа напряжен и есть нотка нервозности, переключаюсь на других. Так папа увидит, что я не ставлю никого в нелепые позы.
На съемке не должно быть страшно. Важно успокоить волнующуюся маму, дать перерыв папе и побаловаться с детьми. А не вот это вот «Сейчас вылетит птичка!»
Не бойтесь, если ребенок заплачет — это тоже детство
На съемке я стараюсь запечатлеть все-все-все. Например, если кто-то плачет. Ведь в жизни не всегда вокруг летают розовые единороги. Иногда мне даже кажется, что дети больше плачут, чем смеются. И эти кадры тоже будут милыми и трогательными.
В такой момент самое главное — вовлеченность родителей. Потому что кроме мамы и папы никто не знает, как успокоить ребенка. А фотограф пока может снимать такие моменты между строк. У меня был случай, когда мы на одной съемке никак не могли успокоить малыша. Тогда папа взял его на руки, сел на фитбол и начал качать. А мама присела рядом на диван... Я вышла из комнаты и запечатлела эту картину из дверного проема, словно подглядываю. Эта фотография была плохо снята по свету, но для клиентки она стала самой ценной из всей серии. Потому что об этом времени они запомнят именно такие моменты наедине друг с другом.
Для меня важно оставить от съемки хорошее послевкусие
Многие фотографы гонятся за количеством клиентов, но это не мой путь. Сейчас 80% моих героев — постоянные, с которыми у нас долгая и взаимная любовь. Мне намного проще, интереснее и комфортнее работать именно с постоянными клиентами. А им классно доверять свою историю одному человеку. Поэтому я стараюсь делать все, чтобы ребята пришли ко мне снова.
Закончить съемку на хорошей ноте: когда младенец еще не плачет, папа не слишком устал от съемок, а ты при этом уже отснял достаточно материала. С опытом начинаешь тонко чувствовать этот момент.
Хотя у меня почасовая оплата, я смотрю по ситуации. Если я понимаю, что мы задержались, ребенок капризничал или не хватает каких-то кадров для хорошей серии, могу задержаться. Важно, чтобы ребятам было спокойно.
Отправить анонс в течение суток. Обычно это 10-15 фотографий. Анонс всегда вызывает восторг и оставляет о вас хорошее впечатление. А остальные фотографии я отдаю примерно через месяц.
Соблюдать сроки. Если ты пообещал отдать фотографии через две недели, значит нужно сделать их через две недели, а еще лучше — немного раньше. Иначе клиенты вряд ли будут вам доверять.
Предупреждать о проблемах заранее. Бывает, что у меня болеют дети, я сама недавно две недели болела коронавирусом или просто может быть очень загруженный период. Все понимают, что это жизнь, а в жизни случаются всякие моменты.
Если я вижу, что я буду отставать по срокам, я говорю об этом сразу. Здесь самое главное — предупредить ребят не в день, когда нужно уже сдать съемку, а как только ты это понял. Иногда я говорю о том, что фотографии будут позже, когда ребята только записываются.
В работе фотографа многое решает честность. Когда ты сам искренен с клиентами, они всегда относятся с пониманием.
Искренняя улыбка моих героев — лучший источник вдохновения
Для меня лайфстайл — это про жизнь. А в жизни главное — расставлять приоритеты и понимать, что для тебя важно в каждый момент. Например, в декабре я часто вижу жизнь через объектив камеры, у меня нет ни одного выходного дня. Но я сама это выбрала, потому что когда снимаю, у меня аж скулы сводит от удовольствия.
Я вообще считаю, что когда перед человеком стоит цель, у него не существует преград типа недостатка времени или троих детей. Если ты горишь своим делом, откуда-то сразу находится энергия, дополнительные часы в сутках и дополнительные руки.
Галереи от Vigbo — облачный сервис для фотографов, позволяющий красиво и удобно передавать съемки, увеличивать доход и привлекать новых клиентов.
Попробовать бесплатноПодготовила Анна Акулова