Продолжаем знакомить вас с талантливыми творцами. В этот раз мы поговорили с Юлией Гориной — основательницей студии вышивки «Кружева». Наверняка вы не раз видели в Инстаграме райских птиц, которые она делает. Юля уже почти 10 лет создает украшения вручную, развивает бизнес, проводит мастер-классы и влюблена в то, чем занимается.
Мы расспросили Юлю о том, как вышивка из хобби превратилась в профессию, что было самым сложным в своем деле и почему не стоит переживать по поводу копирования.
Юля, расскажи, с чего все начиналось. Ты всегда мечтала стать художником?
В детстве я представляла, что художники — это люди не от мира сего. Они бедные, в затертых одежках мерзнут и рисуют что-то на улице. Конечно, мне не хотелось быть художником.
Но все детство я занималась творчеством, что-то придумывала, лепила. От меня даже прятали ножницы, потому что мне нравилось отрезать кусочки от разных материалов. Наверно, я тогда интуитивно училась различать фактуры и понимать, как они себя ведут. А в старших классах я узнала из передачи «Квартирный вопрос» о доселе мне неведомой профессии дизайнер. Я стала этим интересоваться и в институт уже пошла по специальности «Дизайнер среды».
Расскажи про первые продажи и первых клиентов. В основном это были друзья или незнакомые люди?
Я очень хорошо помню свой первый заказ. Я опубликовала в блоге на ЖЖ фотографии кукол, которые делала моя подруга. И мне написала девушка, что хочет такую же. Подруга была занята, поэтому я сделала куклу сама. Как сейчас помню, взяла за нее 1 500 рублей. Я слепила ее из запекаемой пластики — долго возилась, но получила удовольствие. Девушка тоже была довольна и оставила мне положительный отзыв. Это помогло двигаться дальше в эту сторону.
В 2007 году я открыла магазин на «Ярмарке мастеров». Тогда я лепила кукол из пластики и шила игрушки. Потом начала украшать игрушки вышивкой. И так плавно я стала заниматься украшениями и вышитыми брошами.
Какими были стартовые вложения в проект?
Когда я только начинала, вложения были минимальными — я делала игрушки из тех материалов, что у меня были. Я просто занималась творчеством. На тот момент я училась в институте, это было всего лишь хобби, и мне не хотелось все просчитывать и писать бизнес-планы.
В 2011 году я закончила институт. Мне нужно было решать: искать работу или заниматься творчеством уже профессионально. Тогда одна знакомая попросила подменить ее на время отпуска. Я на две недели попробовала себя в роли дизайнера полиграфии. И мне не понравилось. Творчество приносило мне больше удовольствия. Я поняла, что нужно построить его так, чтобы на нем зарабатывать.
У меня уже была небольшая база покупателей и наработанная схема представления работ в магазине. Поэтому я не могу сказать, сколько я вложила денег в бизнес. А вот на открытие своей студии я рассчитывала потратить 50 000 рублей. Когда мы ее запустили, я посчитала затраты: оказалось, я вложила 250 000 рублей. В общем, вышиваю я гораздо лучше, чем считаю деньги :)
Как ты пришла к тому, что нужно открыть свою студию?
Раньше для своих мастер-классов мне приходилось арендовать помещение. Но найти хорошее сложно: оно обязательно должно быть с естественным светом. В какой-то момент моя любимая студия переехала на цокольный этаж. Я понимала, что если буду работать там, быстро испорчу зрение. В других студиях с хорошим светом была слишком высокая аренда за сутки. Мне пришлось бы сильно поднять стоимость мастер-классов, но я была к этому не готова.
Тогда мой муж посоветовал открыть собственную студию. Я стала смотреть на Циане объявления и нашла помещение, которое максимально мне подходит. Так появилась студия «Кружева».
Что было для тебя самым сложным в начале проекта?
Сложнее всего было найти первых помощниц и научиться делегировать. Я долго сомневалась и не могла доверить кому-то свою работу. Какое-то время я закрывала рост спроса повышением стоимости работ. Это помогло, но не надолго. А потом я поставила себя на место покупателя. Иногда я хочу купить что-то у мастера, но не успеваю — работы моментально раскупают. Я начинаю следить, охотиться. Но с каждой неудачной попыткой все больше испытываю чувство разочарования. Я не хотела, чтобы это чувствовали мои клиенты. Поэтому решилась устроить кастинг.
Сколько людей сейчас с тобой работает?
Сейчас мы работаем вчетвером: я и мои три девочки. Они первоклассно делают свою работу: шьют заготовки-тельца, прошивают крылья, делают часть вышивки. Девочки настолько в этом поднаторели, что иногда я переживаю, смогу ли сделать так же качественно, как они :)
Еще я хочу выйти на иностранный рынок. Но я плохо владею английским, поэтому начала сотрудничать с новой девочкой. Она будет помогать продвигаться на Etsy. Постараемся с ней проторить и эту дорожку.
Никогда не было такого, что хотелось все бросить?
Нет, совсем бросить не хотелось. Но были моменты эмоционального выгорания. Последний раз я заинтересовалась, почему так происходит. Стала изучать и поняла очень важный момент: мы часто не разрешаем себе отдыхать. Для творца отдых — это преступление против себя и своего творчества. Поэтому мы в постоянном цейтноте: то новая коллекция, то выставка, то еще что-то. Это неправильно. От творчества, как и от любой работы, нужно отдыхать. Сейчас я стала записывать в ежедневник дни, когда не нужно заниматься творчеством. И стараюсь не брать вышивки и другую работу в отпуск.
Иногда нужно просто отдыхать и впитывать вдохновение. Это мой маленький рецепт борьбы с эмоциональным выгоранием. В том числе и для самой себя.
Ты много участвуешь в конкурсах и фестивалях. Эффективно ли это? Что они дают проекту?
Да, очень эффективно. Я советую всем начинающим творцам участвовать в конкурсах и выставках. Туда приходит много людей, которым интересна эта сфера. Если работы классные — не важно, новичок вы или профессионал — люди это оценят и обратятся к вам.
Ну и плюс, можно получить продажи. Многие покупатели боятся обращаться к очень крутым мастерам, потому что боятся высокой стоимости. И на конкурсе они могут найти сильных середнячков: и работы нравятся, и вроде бы мастер еще не раскрученный — обращусь к нему.
Выставки особенно полезны тем, кто делает что-то своими руками. Люди не очень представляют, насколько сильно ручная работа отличается от китайского ширпотреба в магазинах. Не спасают даже классные фотографии. А на выставках и маркетах все изделия можно рассмотреть, потрогать. И заодно продемонстрировать, насколько классные вещи вы делаете.
Какие материалы ты используешь?
Для своих изделий я использую только лучшие материалы. Вышивка — это очень трудоемкий процесс. Поэтому я не вижу смысла тратить столько сил и работы на украшения, внешний вид которых может быстро испортиться из-за недостаточно качественных материалов.
Еще мне нравится работать с чем-то очень редким. Например, с антикварными кружевами или пайетками, снятыми с производства. Такие эксклюзивные материалы дают возможность создавать работы, которые в принципе будут неповторимы.
Сейчас твои изделия — это премиум-класс. Легко ли далось повышение цены?
Это было очень постепенно. Когда я получала первые заказы на птиц, я пугала потенциальных покупателей: говорила, что это сложная работа, которая стоит дорого — целых 3 000 рублей. Многие отказывались: «Да, это так дорого. Пожалуй мы не будем покупать».
Потом работ стало не хватать, и мне пришлось отказывать. Самый простой способ отрегулировать спрос — поднять стоимость работ. Мои покупатели были готовы покупать за такую цену. Но это всегда было тяжелым решением.
Никто не придет и не скажет «Вау, какие классные работы! Давай я тебе за них больше заплачу?» Стоимость определяет сам продавец, ориентируясь на покупателей. Не бойтесь поднять цену. Если не будут покупать, всегда можно вернуться обратно.
Расскажи, откуда идут основные продажи: соцсети, интернет-магазин?
Долгое время основным каналом был магазин на «Ярмарке мастеров». Но эта площадка развивается очень медленно, поэтому он перестал меня устраивать. Еще я очень рано начала вести страницу в Инстаграме. Тогда я не рассматривала его как продающую площадку. Сейчас когда появляются готовые свободные работы в продаже, я анонсирую их в сторис. Они моментально разбираются, но продавать там неудобно — директ завален сообщениями.
Индивидуальные заказы я принимаю через интернет-магазин. У меня стоимость варьируется в зависимости от размера и сроков. На сайте оформить такой заказ удобнее всего: человек сам кликает и заполняет поля.
Наверняка твои работы копируют. Что помогает сохранять интерес к своему бренду?
Если ты делаешь вещь, которая пользуется спросом, это всегда заметят. Коллегам кажется «Это, что нужно делать!» Естественно, появляются подражатели — от этого невозможно избавиться. Можно долго грозиться судами, но тратить на это время бессмысленно.
Чтобы не погрязнуть в копиях, рецепт один: постоянно работать над качеством и создавать что-то новое. Иначе вам уже не выделиться среди похожих работ. Пока вас пытаются копировать, развивайте новые идеи. Расширяйте ассортимент и показывайте покупателям, кто тут первый :)
Еще я советую работать над внешней составляющей — атмосферой вокруг бренда. Она состоит из того, как ты выглядишь, общаешься с людьми, упаковываешь товары. Это все должно отзываться в сердце. Это ощущение не наигранное, потому что когда ты занимаешься творчеством — ты делаешь это от души. Нужно только понять себя и что ты показываешь людям. И продолжать это транслировать.
Какой совет ты дашь творцам, которые только начинают свое дело?
Не сомневайтесь в себе. Если вы любите свое дело и готовы прикладывать какие-то усилия, вы всего сможете достичь.
Заказчик такой же человек, он все понимает. С ним всегда можно договориться, что-то исправить, переделать. От этого ваши отношения с покупателями будут только лучше. Главное — не бояться.
Нельзя прокрастинировать и думать «Я еще недостаточно хорош. Вот стану профессионалом, и начну свое дело». Вы будете расти, только если станете что-то делать.
Юля, большое спасибо за интервью! :)